Недавно на uz-translations выложили новую версию Rosetta Stone, и я решил посмотреть. Когда я начинал учить латынь, я пытался воспользоваться предыдущей версией, но она на меня произвела очень плохое впечатление. Эта версия (3) лучше, и я решил вкратце изложить впечатления, вдруг кому-то пригодится.
Используется метод погружения, без использования родного языка. Упражнения представляют собой выбор подписи для картинок или выбор картинки для подписи (написанной, произнесенной или и то, и другое). Иногда подпись нужно сказать самому, а не выбрать из нескольких вариантов. Часть упражнений заключается в произношении написанной фразы, повторении вслух за учителем, или записи произнесенной фразы. Один интересный момент -- это наличие распознавания речи. Т.е. произносить нужно более-менее адекватно, иначе не поймет. Материал расположен тематически, вне связи с грамматикой, и, я полагаю, идентично другим языкам, которые Rosetta Stone поддерживает.
Начну с минусов (для меня):
1. Для меня, как и для большинства людей с систематическим складом ума, такие методы не работают. Т.е. они работают, но только после того, как я выучил грамматику, и могу сыплющуюся на меня кучу слов разложить по полочкам.
2. Грамматика в виде правил отсутствует начисто. Вместо нее есть упражнения, где по сути картинки представляют склонения или спряжения одного слова. Само правило не излагается, но из этого упражнения можно его вычислить.
3. Современная лексика. Я только за, вообще говоря, но в данном случае вся современная лексика присутствует потому, что материал создавался не столько для латыни, сколько для современных языков. Классическая латинская лексика практически отсутвует, потому что она отсутствует для испанского, японского и т.п.
3. Тематический метод приводит к грамматической каше. Т.е. предложения вначале очень простые, но слова встречаются всех склонений, спряжений и форм. Как вам слова с греческими склонениями в первых уроках (telehorasis - телевизор) или депонентные глаголы? Надо полагать, что ожидается, что студент будет запоминать каждую форму каждого слова на этом этапе, но по-моему это маразм.
4. Произношение: на самом деле произношение неплохое (восстановленное, немного на итальянский манер), но длительность гласных не отмечена ни в речи, ни в записи. Когда я встречаю новое слово, у меня вызывает головную боль тот факт, что я часто не могу угадать ударение, пока они его не произнесут, т.к. предпоследний слог выглядит легким. Я полагаю, что не знающий правила об ударении студент вообще никогда не сможет догадаться, что оно существует, учась по этому методу.
5. Несмотря на наличие 3 уровней, самое последнее задание не сильно сложно (я его сделал вне очереди и без проблем), т.е. далеко на этом курсе не уедешь.
Плюсы:
1. Если уже знать грамматику, то в целом можно использовать этот метод для изучения слов. Тот факт, что вам показывают картинку, текст, и произносят слово, заставляют вас повторить, да еще несколько раз, способствует запоминанию. Новые для меня слова встречались почти с самого начала, и я не беру в расчет телевизор:)
2. Я обнаружил, что неправильно делаю ударения в ряде слов, в частности составных: я забываю их переносить при добавлении суффиксов. При отсутствии учителя, это хороший способ решить эту задачу.
3. Вообще, говорить вслух несомненно полезно, и Rosetta Stone заставляет это делать. Конечно, длительностей не обозначаешь, но все равно лучше, чем ничего.
Так что пока я буду ей пользоваться, хотя возможно мне стоит записывать все слова, которые я учу, т.к. даже словарик со словами для каждого урока там не предусмотрен. Но новичкам не советую.