Lingua Latina Aeterna Forum

Lingua Latina Aeterna Situs
Roma Aeterna
Начало Forum
Помощь  AuxiliumПоиск  Quaere
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?



*
+  Lingua latina aeterna
|-+  Lingua Aeterna
| |-+  Quaestiones & responsa (Модераторы: Zombye, Scaevola)
| | |-+  Ударение
Страниц: [1] 2  Все Вниз
Тема: Ударение  (Прочитано 14652 раз) Печать
Lunaora

Position: hospes
**

Offline Offline

Сообщений: 12

« : 12 Июнь 2007, 09:41:33 »
здравствуйте!

помогите мне, пожалуйста!
я учу латынь уже год, а в ударениях не разобралась еще. скажите, пожалуйста, куда нужно поставить ударение в слове в родительном падеже мн. числа? например, Romanus - Romanorum. если в первом слове ударение стоит на букву а, насколько я знаю, а во втором буква о - долгая гласная. тогда именно на нее нужно ставить удар, или же просто протянуть ее?
заранее благодарю за помощь!
 IP: [ Записан ]
salus
Group: Magister
******

Offline Offline

Сообщений: 258

« Ответ #1 : 12 Июнь 2007, 10:13:33 »
есть правило ударения, думаю, Юрий разместит со временем мой алгоритм.
Правило такое: ударение падает на предпоследний слог, если этот слог долгий, а если он краткий, то на третий с конца. Следовательно, если в слове добавляются слоги, то и ударение может двигаться:
rom`a:nus > roma:n`o:rum
Последнее редактирование: 12 Июнь 2007, 10:15:26 от salus
 IP: [ Записан ]
Lunaora

Position: hospes
**

Offline Offline

Сообщений: 12

« Ответ #2 : 12 Июнь 2007, 10:20:36 »
спасибо большое! наконец для меня прояснилось это Улыбающийся
 IP: [ Записан ]
inscius

Group: Magister
******

Offline Offline

Сообщений: 790

…я споткнулся о камень, Это к завтраму всё заживёт

« Ответ #3 : 13 Июнь 2007, 05:26:12 »
INSCIUS LUNAORAE S.D.
Высылаю часть из своего конспекта. Правда, кое-что я убрал, сокращения и условные обозначения (которые могли быть понятны  только мне) расшифровал. Может быть, мой конспект поможет Тебе хотя бы немного быстрее ставить ударения в латинских словах при чтении текстов.
УДАРЕНИЕ.
Основное правило ударения в латинском языке таково:
в латинском языке ударение стоит
  • 1) на предпоследнем слоге (т.е., на втором слоге с конца слова), если этот слог долог,
  • 2) на третьем слоге с конца слова, если предпоследний слог (т.е., второй слог с конца слова) - краток.
Исходя из этого,
  • 1. В двухсложных словах ударение всегда стоит на начальном слоге: v'i-a дорога.
  • 2. Ударение в латинском языке никогда не ставится на последнем слоге слова (за исключением нескольких слов, в которых последний слог в силу фонетических изменений, исчез).
  • 3. Ударение в латинском языке никогда не может находиться на четвёртом слоге от конца слова.
Следовательно, при постановке ударения в трехсложных или многосложных словах, следует определить количество предпоследнего слога.
Долгими являются
  • 1) все слоги, содержащие долгий гласный или дифтонг
  • 2) все закрытые слоги (т.е. если в слове после гласного следует две или более согласных, за исключением сочетания muta cum liquida, т.е. сочетания, в котором первым компонентом один из следующих звуков b, p, d, t, t, g, c, а вторым компонентом звук r или l)
Краткими являются
  • все открытые слоги с кратким гласным (т.е. если в слове после краткого гласного следует один согласный или сочетание muta cum liquida)

Итак, попытаемся в слове определить количество каждого слога:
  • слово causa причина, два слога cau-sa: слог cau- - долгий (содержит дифтонг), слог -sa- - краткий (открытый с кратким гласным - после краткого гласного следует один согласный)  ►  ударение в слове стоит на начальном слоге (двухсложное слово): 'causa.
  • слово magister учитель, три слога ma-gis-ter: слог ma- - краткий (открытый с кратким гласным), слог -gis - долгий (после гласного следует два согласных), слог -ter - долгий (закрытый, так как заканчивается на согласный)  ►  ударение в слове стоит на предпоследнем слоге, так как этот слог долог: ma'gister.
  • слово magistrārum учительниц, четыре слога ma-gis-trā-rum: слог ma- - краткий, слог -gis- - долгий, слог -trā- долгий (открытый, но содержит долгий гласный), слог -rum - закрытый (оканчивается на согласный) ► ударение в слове стоит на предпоследнем слоге, так как этот слог долог: magis'trārum.
  • слово tenebrae мрак, тень, три слога te-ne-brae: слог te- - краткий (открытый с кратким гласным), слог -nĕ- - краткий (открытый с кратким гласным), -brae - долгий (содержит дифтонг) ► ударение в слове стоит на третьем от конца слоге, так как предпоследний слог  долог 'tenĕbrae.
  • слово fortūna судьба, три слога for-tū-na: слог for- - долгий (после гласного следует два согласных), слог -tū- - долгий (открытый, но содержит долгую гласную), слог -na - краткий (открытый с кратким гласным)  ► ударение в слове стоит на предпоследнем слоге, так как этот слог долог: for'tūna.
  • слово animal животное, три слога a-ni-mal: слог a- - - краткий (открытый с кратким гласным), слог -ni- - краткий (открытый с кратким гласным), слог -mal - долгий (закрытый, оканчивается на согласный) ► ударение в слове стоит на третьем от конца слова слоге, так как предпоследний слог - краток: 'animal.
  • слово animālia животные, пять слогов a-ni-mā-li-a: слог a- - краткий, слог -ni- - краткий, слог -mā - долгий (открытый, но содержит долгую гласную), -li- - краткий (открытый с кратким гласным), слог -a - краткий (открытый с кратким гласным) ► ударение в слове стоит на третьем от конца слова слоге, так как предпоследний слог - краток:: ani'mālia.
  • слово audīre слушать, три слога au-dī-re: слог au- - долгий (содержит дифтонг), слог -dī- - долгий (открытый, но содержит долгую гласную), слог -re - краткий (открытый с кратким гласным)  ►  ударение в слове стоит на предпоследнем слоге, так как этот слог долог: au'dīre.
  • слово audiō слушаю, три слога au-di-ō: слог au- - долгий (содержит дифтонг), слог -di- - краткий (открытый с кратким гласным, долгий гласный основы ī перед другим гласным стал кратким в соответствии с законом, что любой долгий гласный перед другим гласным становится кратким), слог - долгий (открытый, но содержит долгую гласную) ► ударение в слове стоит на третьем от конца слова слоге, так как предпоследний слог - краток: 'audiō.
  • слово audiāmus послушаем, четыре слога au-di-ā-mus: слог au- - долгий, слог -di- - краткий, слог - долгий (открытый, но содержит долгую гласную), слог -mus - долгий (закрытый, оканчивается на согласный) ► ударение в слове стоит на предпоследнем слоге, так как этот слог долог: audi'āmus.
  • слово audiēbant (они ) слушали, четыре слога au-di-ē-bant: слог au- - долгий, слог -di- - краткий, слог - долгий (открытый, но содержит долгую гласную), слог -bant - долгий (закрытый, оканчивается на согласный) ► ударение в слове стоит на предпоследнем слоге, так как этот слог долог: audi'ēbant.
  • слово audiēbantur (их) слушали, пять слогов au-di-ē-ban-tur: слог au- - долгий, слог -di- - краткий, слог - долгий (открытый, но содержит долгую гласную), слог -ban- - долгий (закрытый, оканчивается на согласный, после краткого гласного следует два согласных звука), слог -tur - долгий (закрытый, оканчивается на согласный) ► ударение в слове стоит на предпоследнем слоге, так как этот слог долог: audiē'bantur.
 
Практические советы
При чтении в первую очередь следует обращать внимание, сколько согласных следует после гласного в предпоследнем слоге. Если следует два согласных (за исключением сочетания muta cum liquida), то ударение стоит на предпоследнем слоге, если один гласный или сочетание muta cum liquida, то следует проверить, является ли гласный  долгим или кратким. Если это изменяемая часть речи, то здесь на помощь придёт хорошее знание окончаний и суффиксов, т.е., знание того, является ли гласный в данном суффиксе долгим или кратким, и, исходя из этого, ставить ударение. Если же это неизменяемая часть речи, то здесь без обращения к словарю не обойтись (если это слово тебе незнакомо).
В учебниках латинского языка чаще всего в предпоследнем слоге для обозначения долготы и краткости употребляются надстрочные знаки ˉ и ˘, например, ā, ē, ī, ō, ŭ (долгие) и ă, ĕ, ĭ, ŏ, ū (краткие). Например, у глаголов III-го спряжения, чтобы отличить loquĕris ты говоришь и loquēris ты скажешь
VIVEVALEQVE


Последнее редактирование: 13 Июнь 2007, 10:27:36 от inscius
-------------------------------
Якби ви вчились так, як треба,
То й мудрість би була своя.
/ Тарас Шевченко/
 IP: [ Записан ]
Lunaora

Position: hospes
**

Offline Offline

Сообщений: 12

« Ответ #4 : 13 Июнь 2007, 07:12:16 »
большое Вам спасибо за совет! надеюсь, это мне сильно поможет в практике!
 IP: [ Записан ]
salus
Group: Magister
******

Offline Offline

Сообщений: 258

« Ответ #5 : 13 Июнь 2007, 08:19:27 »
"слово animālia животные, пять слогов a-ni-mā-li-a: слог a- - краткий, слог -ni- - краткий, слог -mā - долгий (открытый, но содержит долгую гласную), -li- - краткий (открытый с кратким гласным), слог -a - краткий (открытый с кратким гласным) ► ударение в слове стоит на предпоследнем слоге, так как этот слог долог: ani'mālia."


Не понял, разъясните?
Ударение падает на трейи слог от конца, потому что предпоследний (-li-) краткий по правилу vocalis ante vocalem corripitur
Уточняю правило согласно замечанию inscius, но от этого мой вопрос не меняется
Последнее редактирование: 13 Июнь 2007, 14:09:21 от salus
 IP: [ Записан ]
inscius

Group: Magister
******

Offline Offline

Сообщений: 790

…я споткнулся о камень, Это к завтраму всё заживёт

« Ответ #6 : 13 Июнь 2007, 11:20:28 »
"слово animālia животные, пять слогов a-ni-mā-li-a: слог a- - краткий, слог -ni- - краткий, слог -mā - долгий (открытый, но содержит долгую гласную), -li- - краткий (открытый с кратким гласным), слог -a - краткий (открытый с кратким гласным) ► ударение: ani'mālia."
Не понял, разъясните?
Ударение падает на трейи слог от конца, потому что предпоследний (-li-) краткий по правилу brevis ante brevem corripitur
К сожалению, не могу ответить точно, так как такого правила brevis ante brevem corripitur я не знал и не могу понять, как это "краткий перед кратким сокращается".  Я знаю другую закономерность - in < > Latina lingua vocalis ante vocalem corripitur (corrumpitur) seu fit brevis в латинском языке гласный перед [другим] гласным сокращается, т.е. становится кратким. Подразумевается, что первый гласный  является долгим. В слове ani'mālia гласный i никогда не был долгим.  В III склонении к основе на долгий ī  восходит только одно слово vī-s сила. Слово animal, как и слова mare, vectigal, rete  - это имена с основой на краткий i
-------------------------------
Якби ви вчились так, як треба,
То й мудрість би була своя.
/ Тарас Шевченко/
 IP: [ Записан ]
salus
Group: Magister
******

Offline Offline

Сообщений: 258

« Ответ #7 : 13 Июнь 2007, 14:07:46 »
вы опять начинаете уходить в сторону. Вы написали, что в animalia ударение стоит на предпоследнем слоге , как это возможно?

Вижу, что вы исправили ваш текст, про ударения, так что вопрос снимается. Будем считать его вкравшейся  опечаткой.

Кстати, что значит "Основное правило ударения"? Какие еще бывают неосновные?

Последнее редактирование: 13 Июнь 2007, 16:56:27 от salus
 IP: [ Записан ]
inscius

Group: Magister
******

Offline Offline

Сообщений: 790

…я споткнулся о камень, Это к завтраму всё заживёт

« Ответ #8 : 13 Июнь 2007, 19:27:17 »
Не понял, разъясните?
Ударение падает на трейи слог от конца, потому что предпоследний (-li-) краткий по правилу vocalis ante vocalem corripitur
Уточняю правило согласно замечанию inscius, но от этого мой вопрос не меняется
Я уже указывал, что правило  vocalis ante vocalem corripitur (corrumpitur)  гласный перед [другим] гласным сокращается подразумевает, что первый гласный  являлся долгим. В слове же ani'mālia гласный i никогда не был долгим.  Повторяю, что в III склонении к основе на долгий ī  восходит только одно слово vī-s сила. Слово animal, как и слова mare, vectigal, rete  -  всё это имена с основой на краткий i. Поэтому я так и не могу понять, зачем Вы приводите правило, которое в данном случае неуместно. Сокращаться могут только долгие гласные, краткие гласные как были краткими, так и остаются краткими, в том числе и перед другими гласными. Конечно, есть случаи, когда краткие гласные удлиняются (становятся долгими), но эти случаи не затрагивают имён  III склонения .     
-------------------------------
Якби ви вчились так, як треба,
То й мудрість би була своя.
/ Тарас Шевченко/
 IP: [ Записан ]
inscius

Group: Magister
******

Offline Offline

Сообщений: 790

…я споткнулся о камень, Это к завтраму всё заживёт

« Ответ #9 : 13 Июнь 2007, 19:59:56 »
Кстати, что значит "Основное правило ударения"? Какие еще бывают неосновные?
Не понимаю, почему Вам не понравилось слово "основное". Употребите вместо него главное, первое , не используйте в данном случае никакого слова в качестве определения.
Почему я так написал? В некоторых учебниках вначале говорится о постановке ударения в двухсложных словах, а затем рассматривается вопрос о постановке ударения в трёхсложных и многосложных словах. Получается как бы два независимых правила: одно - для двухсложных слов, другое - для  трёхсложных и многосложных слов. Я же считаю, что правило постановки ударения - одно. Называя его основным (главным), я подразумеваю, что могут быть частные случаи, например, как это правило действует в двухсложных словах, где перенос ударения на третьий слог от конца слова невозможен, так как его в двухсложных словах нет.
P.S. Исходя из своей практики, могу только заметить, что, если учащимся сказать " Выучите правило ударения" и "Выучите основное правило ударения", то во втором случае результат лучше.       
-------------------------------
Якби ви вчились так, як треба,
То й мудрість би була своя.
/ Тарас Шевченко/
 IP: [ Записан ]
salus
Group: Magister
******

Offline Offline

Сообщений: 258

« Ответ #10 : 14 Июнь 2007, 03:07:29 »
вы мастер уходить от ответа на вопрос: вашим студентам не завидую.

Причем тут краткая или долгая -i-, если она у вас оказалась перед другой гласной? что с того, что исторически она и так краткая? Если у вас была опечатка, это надо признать, а не уводить в сторону.

Уверен, что для практического определения места ударения вот эти  ваши экскурсы в историю фонетики не просто лишние, а и мешают.

Тут в Киеве вышел учебничек по латыни, автор каждую мелочь обильно иллюстрирует параллелями из древнегреческого. Т.е., объясняет неизвестное через неизвестное. выглядит очень "академично", пользоваться, уверен, этим произведением невозможно. автор этот даже дисер защитил по такой вот методике.

Я объяснил кратко и доходчиво правило ударения, оно заняло у меня одно предложение. У вас - целую страницу, неужели этим удобно будет пользоваться?
Я 4 года пропреподавал в вузе и знаю, что перегружать информацией ни в коем случае нельзя, а особенно латынь. она и так сложна: отобъете всякое желание.
Думаю, вы скоро сами к этому прийдете, надо полагать, это ваш первый год преподавания...
Последнее редактирование: 14 Июнь 2007, 03:49:14 от salus
 IP: [ Записан ]
inscius

Group: Magister
******

Offline Offline

Сообщений: 790

…я споткнулся о камень, Это к завтраму всё заживёт

« Ответ #11 : 14 Июнь 2007, 07:39:45 »
вы мастер уходить от ответа на вопрос: вашим студентам не завидую.
Я не пытаюсь уйти от вопросов. Что касается моих учащихся, то, действительно, я не всегда сразу же отвечаю на их вопросы, я отвечаю только после того, как они правильно грамматически оформят вопрос и поймут, о чём они спрашивают. Некоторые, пока уточняют  вопрос, сами находят на него ответ. Если нет, то вначале я иногда задаю наводящие вопросы, которые могут помочь, самостоятельно найти ответ. Если я уверен, что спрашивающий самостоятельно не в силах найти ответ, то отвечаю ему. 
Причем тут краткая или долгая -i-, если она у вас оказалась перед другой гласной? что с того, что исторически она и так краткая? Если у вас была опечатка, это надо признать, а не уводить в сторону.
Опечатка у меня была, спасибо, что Вы указали на неё, и я свою опечатку уже давно исправил.
Но со своей стороны, я хотел бы узнать, зачем Вы привели в данном случае совсем неуместное правило о сокращении долгого гласного, так как краткие гласные не могут сокращаться – если я ошибаюсь, укажите, где и когда сокращается краткий гласный, и я признаюсь в своём заблуждении.
Уверен, что для практического определения места ударения вот эти  ваши экскурсы в историю фонетики не просто лишние, а и мешают.
По-моему, я нигде не связывал постановку ударения в  латинском языке с  экскурсом в историю фонетики. Моё замечание появилось только после того, как Вы привели правило о сокращении гласного, которое в данном случае неуместно.
Тут в Киеве вышел учебничек по латыни, автор каждую мелочь обильно иллюстрирует параллелями из древнегреческого. Т.е., объясняет неизвестное через неизвестное. выглядит очень "академично", пользоваться, уверен, этим произведением невозможно. автор этот даже дисер защитил по такой вот методике.
Чтобы определить, хорош или плох учебник, надо, во-первых, поработать с ним в аудитории и, во-вторых, чтобы цель, которую ставил автор учебника, совпадала с той целью, которую вы хотите достичь в своей группе. Учебник латинского языка для медиков будет хорошим в медицинском учебном заведении, но полностью непригодным на историческом факультете, и, наоборот, с учебником латинского языка  для  юристов вряд ли добьёшься хороших результатов. Так как учебника латинского языка, о котором Вы говорите, я не видел, а, следовательно, не знаю, ни какую цель ставил перед собой автор учебника, ни какой аудитории он предназначен,  я не могу ничего плохого сказать об этом учебнике, но, полагаю, что в определённой аудитории работать можно и по данному учебнику.   
Я объяснил кратко и доходчиво правило ударения, оно заняло у меня одно предложение. У вас - целую страницу, неужели этим удобно будет пользоваться?
Если я не ошибаюсь, правило постановки ударения у меня тоже состоит из одного предложения, хотя написано в трёх строчках. Вот оно: 
в латинском языке ударение стоит
  • 1) на предпоследнем слоге (т.е., на втором слоге с конца слова), если этот слог долог,
  • 2) на третьем слоге с конца слова, если предпоследний слог (т.е., второй слог с конца слова) - краток.
Что касается остального, то я на примерах показал, как оно действует. То есть, вначале теория, а затем практика. Я надеюсь, что Вы сами можете легко отличить, где теоретическая, где практические часть.
  Я 4 года пропреподавал в вузе и знаю, что перегружать информацией ни в коем случае нельзя, а особенно латынь. она и так сложна: отобъете всякое желание.
Думаю, вы скоро сами к этому прийдете, надо полагать, это ваш первый год преподавания...
  Извините, я не совсем понимаю, что значит слово «пропреподавал», не могли бы вы уточнить значение этого слова. Так как русский язык не явлется для меня родным, то я недостаточно хорошо знаю как разговорную, так и жаргонную лексику русского языка, и поэтому попросил бы пользоваться только русским литературным языком. Но, может быть, так как Вы живёте на Украине, Вам бы было легче выразить свои мысли на украинском языке. В свое время я около трёх лет преподавал латинский язык в одном из вузов Украины, и надеюсь, что достаточно хорошо усвоил этот язык, чтобы понять написанное на этом прекрасном языке.
Кажется, что я ответил на все Ваши вопросы, если какой-то Ваш вопрос остался без ответа, укажите, я готов Вам на него ответить.

-------------------------------
Якби ви вчились так, як треба,
То й мудрість би була своя.
/ Тарас Шевченко/
 IP: [ Записан ]
salus
Group: Magister
******

Offline Offline

Сообщений: 258

« Ответ #12 : 14 Июнь 2007, 08:00:21 »
а будь-ласка, чому б і ні? Підручник, про який я кажу, це Латинська мова пана Шовкового та пані Звонської, який вже витримав два видання, але до мене неодноразово звертались студенти зі скаргами на те, що не можуть нічого в ньому зрозуміти. І я сам казав пану Шовковому про ці недоліки. Навряд чи є аудиторія, в якій такий підіхд спрацював би, але ваше бажання бути об'єктивним я розумію.
Про те, що ви з України я здогадався. Можемо продовжити спілкування вашою рідною мовою, якщо російська для вас заважка, але  для мене саме українська не є рідною.
Я викладав у київському медичному університеті Богомольця, НАУ, МАУП та університеті "Україна", в останнії трьох - на кафедрах перекладу.
Чому я сказав "провикладав" - це тому, що меі дуже не сподобалась та ситуація, яка зараз склалася у вищих навчальних закладах (це можна обговорити окремо) та враження були не з найкращих. Сподіваюсь, що до вузів більше не повернусь.

З приводу brevis ante brevem - це була lapsus linguae: писав одне, думав інше. Треба було vocalis ante vocalem...
Приємно мати справу з таким прискипливим колегою
Последнее редактирование: 14 Июнь 2007, 09:49:32 от salus
 IP: [ Записан ]
Lunaora

Position: hospes
**

Offline Offline

Сообщений: 12

« Ответ #13 : 15 Июнь 2007, 02:56:39 »
извините, у меня еще один вопрос!
есть такое слово, как caput. я слышала, как некоторые произносили его с ударением на последнем слоге, то есть капУт, но правильно ли это? ведь ударение никогда на последний слог не падает и я придерживаюсь кАпута. верно ли я поступаю?
 IP: [ Записан ]
salus
Group: Magister
******

Offline Offline

Сообщений: 258

« Ответ #14 : 15 Июнь 2007, 03:59:41 »
конечно, вы правы. Ударение должно падать на предпоследний слог, если он долгий и на третий, если предпоследний кратыкий. Естесственно, если слово двусложное, то ударение безоговорочно падает на предпоследний.
Есть немецкое слово kap`utt - "сломанный", "неисправный",  сним и путают латинское c`aput
 IP: [ Записан ]
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
« предыдущая тема следующая тема »
Печать
Страниц: [1] 2  Все Вверх  
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Theme © Copyright by Electron Inc