Lingua latina aeterna

Lingua Aeterna => Lingua Latina sine Molestia => Тема начата: Quasus от 01 Март 2009, 15:23:42



Название: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Quasus от 01 Март 2009, 15:23:42
Перед тем, как приступать к курсу, вам нужно познакомиться с латинским произношением и научиться читать латинский текст (см. О произношении (http://www.linguaeterna.com/forum-smf/index.php?topic=2291.0)). В теме О проекте "LLSM" (http://www.linguaeterna.com/forum-smf/index.php?topic=2289.0) есть ссылка на оригинал учебника; если вы хотя бы чуть-чуть понимаете по французски, то советовал бы скачать его и использовать вместе с конспектами.

Ядро каждого урока состоит из диалога на латинском языке, сопровождаемого переводом и комментариями. По большей части перевод намеренно близок к дословному: его назначения не только в том, чтобы передать смысл, но также в том, чтобы по возможность отразить латинскую грамматику, а также дать возможность вычленить значения отдельных слов. Переводы я делал в основном с латинской версии, а не с французской, при этом искал подходящие значения слов в авторитетных словарях (например, в словаре Дворецкого). В переводе курсив в скобках означает вариант, более точно соответствующий латинскому оригиналу; иногда я отдельно выношу значения слов.

К сожалению, в оригинальных аудиоматериалах не соблюдается долгота гласных, так что не стоит ими увлекаться, чтобы неправильная информация не осталась в голове.

Вот несколько методических советов:

1. Повторяйте почаще. Окончив очередной урок, не прощайтесь с ним навсегда, а время от времени возвращайтесь.

2. Старайтесь запоминать слова и выражения, но не ругайте себя, когда обнаруживаете, что что-то забыли. Запомнить всё сразу и навечно в принципе невозможно. Повторяйте и вспоминайте, постепенно вы запомните всё по-настоящему твёрдо.

3. Не пытайтесь до мелочей разобраться в во всех грамматических явлениях урока. Лучше постарайтесь запомнить конкретные формы слов и выражения. Возвратившись к этому уроку позже, вы сможете понять грамматику полнее.

Вообще, грамматика подаётся следующим неторопливым способом: сначала вы сталкиваетесь с определёнными явлениями в диалогах и комментариях, потом они систематизируются в обзорных уроках (каждый седьмой). Путь изучения - от частного к общему и от конкретных примеров к абстрактным правилам.

4. Многократно отчитывайте тексты и упражнения вслух. Если будет желание выучить диалог наизусть - обязательно поддайтесь ему!


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Massimo от 13 Февраль 2011, 22:56:55
Перед тем, как приступать к курсу, вам нужно познакомиться с латинским произношением и научиться читать латинский текст (см. О произношении (http://www.linguaeterna.com/forum-smf/index.php?topic=2291.0)). В теме О проекте "LLSM" (http://www.linguaeterna.com/forum-smf/index.php?topic=2289.0) есть ссылка на оригинал учебника; если вы хотя бы чуть-чуть понимаете по французски, то советовал бы скачать его и использовать вместе с конспектами.

Ядро каждого урока состоит из диалога на латинском языке, сопровождаемого переводом и комментариями. По большей части перевод намеренно близок к дословному: его назначения не только в том, чтобы передать смысл, но также в том, чтобы по возможность отразить латинскую грамматику, а также дать возможность вычленить значения отдельных слов. Переводы я делал в основном с латинской версии, а не с французской, при этом искал подходящие значения слов в авторитетных словарях (например, в словаре Дворецкого). В переводе курсив в скобках означает вариант, более точно соответствующий латинскому оригиналу; иногда я отдельно выношу значения слов.

К сожалению, в оригинальных аудиоматериалах не соблюдается долгота гласных, так что не стоит ими увлекаться, чтобы неправильная информация не осталась в голове.

Вот несколько методических советов:

1. Повторяйте почаще. Окончив очередной урок, не прощайтесь с ним навсегда, а время от времени возвращайтесь.

2. Старайтесь запоминать слова и выражения, но не ругайте себя, когда обнаруживаете, что что-то забыли. Запомнить всё сразу и навечно в принципе невозможно. Повторяйте и вспоминайте, постепенно вы запомните всё по-настоящему твёрдо.

3. Не пытайтесь до мелочей разобраться в во всех грамматических явлениях урока. Лучше постарайтесь запомнить конкретные формы слов и выражения. Возвратившись к этому уроку позже, вы сможете понять грамматику полнее.

Вообще, грамматика подаётся следующим неторопливым способом: сначала вы сталкиваетесь с определёнными явлениями в диалогах и комментариях, потом они систематизируются в обзорных уроках (каждый седьмой). Путь изучения - от частного к общему и от конкретных примеров к абстрактным правилам.

4. Многократно отчитывайте тексты и упражнения вслух. Если будет желание выучить диалог наизусть - обязательно поддайтесь ему!

Часть этих рекомендаций губительна, а часть полезна.


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Quasus от 14 Февраль 2011, 04:05:52
Massimo, какое-то у вас… голословное утверждение. Вы не хотели бы пояснить?

В своё оправдание скажу, что рекомендации опробованы на себе, на результат не жалуюсь.  :D


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Quasus от 14 Февраль 2011, 17:49:11
К сожалению, в оригинальных аудиоматериалах не соблюдается долгота гласных, так что не стоит ими увлекаться, чтобы неправильная информация не осталась в голове.

Отрекаюсь. :D Аудио незаменимо для запоминания слов и оседания грамматики в голове. Произношение дикторов не так важно, просто не стоит им подражать.


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Massimo от 14 Февраль 2011, 21:28:28
Massimo, какое-то у вас… голословное утверждение. Вы не хотели бы пояснить?

В своё оправдание скажу, что рекомендации опробованы на себе, на результат не жалуюсь.  :D

Я согласен, что утверждение голословно. Правда оно выросло из достаточно долгого анализа как собственного обучения и самообучения разным языкам, так и анализа предлагаемых методик изучения языков на протяжении последних столетий. Понятно, что это настолько обширный предмет, что нет никакой возможности изложить его здесь аргументированно, подкрепляя примерами. С другой стороны, вынужден заметить, что ваше утверждение, что "опробовал на себе, на результат не жалуюсь" все-таки звучит слабо, согласитесь? Почему вы себя берете, как критерий? Методика состоит в том, чтобы изучение предмета строилось на принципах в хорошем смысле усредненных, пригодных для многих, оптимальных и кратчайшим образом ведущих к овладению предметом. Если вы упрекнете меня в том же, то поясню, что я не имел в виду, что некоторые(не все!) ваши указания плохи, потому что они не подходят мне, конечно, нет. Как я сказал выше, не имея физической возможности обосновать здесь свои утверждения я только могу сказать, опять же, увы, голословно, что я ничего не придумывал, а лишь являюсь убежденным адептом классического метода изучения языков(причем не только древних, но и новых), что означает, что я лишь стремлюсь сам и советую, если меня спрашивает кто-то следовать старым методикам, и избегать новых, как наших, так и западных. Повторюсь, мне понадобилось бы написать большую статью для обоснования всего этого, а здесь я этого не могу сделать. В этом смысле, часть ваших рекомендаций находится в русле моего понимания, а часть нет. Если хотите, можете считать меня реакционером, ретроградом, фундаменталистом и т. д. Соответственно, нынешние учебники латыни(как западные, так и наши) вызывают у меня стойко негативную рекцию, часто просто омерзение. Парадокс, но все они следуют одному принципу; изучи меня! А изучать надо не учебник, а язык! Это принципиально. Но для этого нужны совсем другие учебники. В этом смысле, все вышеприведенные книги, за исключением Соболевского, ужасны. Один аргумент кажется мне уже достаточно убедительным, ну ко всему можно придраться, но все же. По старым методикам выучилсь великие или выдающиеся знатоки древних языков, владевшие ими почти в соврешенстве, а также владевшие и массой новых языков. И, с другой стороны, я не знаю ни одного великого или выдающегося латиниста или знатока древнегреческого, который бы выучил их по раного сорта "латинским без труда", Ярхо и тому подобной чепухе. Скажете рано судить, учебники то новые в масштабах эпохи, да и не рапространены древние языки так. С этим можно поспорить. Так ли был распространен древнегреческий в Германии начала девятнадцатого века? Не думаю. Ну и так далее...


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Anserculus от 14 Февраль 2011, 22:20:23
Честно говоря, разным людям подходят разные методы. Я тоже люблю классический подход, который на западе уже почти и не применяют в изучении современных языков, но все еще используют при изучении латыни. С другой стороны, я знаю, что у людей с другим складом ума с классическим подходом большие сложности.


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Demetrius от 15 Февраль 2011, 05:10:30
Происходит какая-то подмена понятий. Есть разные задачи, для которых существуют определенные методы решения.

Во-первых, Massimo, возможно, иногда стоит признать наличие и действенность метода, который по каким-то причинам для Вас (именно для Вас) неприемлем. Во- вторых, это не совсем рекомендации кого-то "с форума", это сущность метода Assimil, эффективность которого проверенна многими. И, наконец, LLSM, как и другие пособия серии Assimil, не имеют своей целью всецелого обзора и углубленного изучения языка, т. е. никто никому не обещает latinitas и системные всеобъемлющие знания. Или с этой задачей такими методами, вы считаете, не справиться?

Кстати, а Вы листали-то саму книжку?


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Massimo от 15 Февраль 2011, 05:33:10
Честно говоря, разным людям подходят разные методы.

Я бы перефразировал это так. Каждый учит, как хочет. Это законно. В это можно поверить. Поверить же в то, что разным людям подходят разные методы обучения, извините, не могу. Это бы уничтожило школу, как понятие. Если мне кто-то скажет, что ему "подошло" сначала выучить интегралы, а потом только таблицу умножения, я, в первую очередь, усомнюсь в знаниях такого человека. Не вижу никакой разницы с языками. Если человек сначала учит конъюнктив в придаточных предложениях, а потом склонение существительных, то это, конечно, его дело, но это точно так же вызывает законные сомнения в знаниях такого субъекта. Что, дескать, он там научил...

Я тоже люблю классический подход, который на западе уже почти и не применяют в изучении современных языков, но все еще используют при изучении латыни. С другой стороны, я знаю, что у людей с другим складом ума с классическим подходом большие сложности.

Вопрос в том, что следует из того, что у людей "с другим складом ума проблемы". Первое  - сколько таких людей? Один, тысяча, миллиард? Я не против людей с "другим складом ума"(или раскладом), пусть себе живут, но когда такие люди начинают навязывать всем свою методику преподавания языков, то это вызывает опять же, законное недоумение большинства, у которого "тот, а не другой склад ума". Возьмем абсолютно такой же пример. Есть люди с другой ориентацией(или с другим складом ума, можно и так сказать). Их - очевидное меньшинство. Ну и пусть себе будут. Однако, когда эти люди выходят парадами на улицы и этим самым навязывают себя всем остальным - это неприятно и заслуживает ответа. Самое интересное, обратите внимание, что я не полемизирую с вашим высказыванием, как таковым, оно, быть может и верно, я полемизирую с выводами, которые из него следуют и о которых вы, быть может не дали себе отчета. Вы говорите, что у (скольких?) людей с другим складом ума с классическим подходом большие сложности. Из этого совершенно не следует, что классическая система преподавания языков должна быть уничтожена, учебники переписаны, все поставлено с ног на голову. Ну, ведь не следует!  А произошло именно это и когда задается вопрос, а собственно, почему так, то вразумительного ответа не получается. А что если человек, который спрашивает у вас совета, как учить язык, как раз не из тех "с другим складом ума", а из этих "с этим складом ума"(которых, видимо, все же больше)? На мой взгляд, логичнее было бы сказать ему, что дескать, есть классическая методика изложенная в классических учбебниках, возьми ее она хорошая, а дальше дать примечание петитом. А если у тебя другой склад ума, то вот тогда уже...и списки того, что наиздавали по латыни за последние 40-50 лет. Это более здравый и честный подход.


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Massimo от 15 Февраль 2011, 05:44:17
Происходит какая-то подмена понятий. Есть разные задачи, для которых существуют определенные методы решения.

Во-первых, Massimo, возможно, иногда стоит признать наличие и действенность метода, который по каким-то причинам для Вас (именно для Вас) неприемлем. Во- вторых, это не совсем рекомендации кого-то "с форума", это сущность метода Assimil, эффективность которого проверенна многими. И, наконец, LLSM, как и другие пособия серии Assimil, не имеют своей целью всецелого обзора и углубленного изучения языка, т. е. никто никому не обещает latinitas и системные всеобъемлющие знания. Или с этой задачей такими методами, вы считаете, не справиться?

Кстати, а Вы листали-то саму книжку?

а...ну если речь идет о "побаловаться латынью", то я снимаю все вопросы. Тогда любая книжка подойдет, задача то непонятно какая решается. Здесь я согласен с вами. Я действительно говорил и подразумевал под целью изучения только глубокое, всестороннее проникновение в язык и литературу на нем. Только эта цель мне казалась заслуживающей внимания. Но если есть какие-то иные цели, то я умолкаю, ибо тогда предмет дискуссии исчезает.

Книжку я не знаю, не видел и не читал. Однако заметьте я нигде не критиковал ее и даже не упоминал о ней. У меня к этой книжке нет и не может быть претензий в силу моего незнания оной.


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Georgius Semenovus от 15 Февраль 2011, 05:49:49
Классическая система преподавания языков просто в упадке. А новые подходы никем никому не навязываются, а просто есть. LLSM меня когда-то зацепил, и я рад делиться этим открытием с другими. И, как видите, не только меня зацепил! ;) Кто мешает пропагандировать классическую систему преподавания? Цели-то и у всех систем общие! Не вижу тут повода для конфронтации, наоборот, есть повод для сотрудничества и взаимной поддержки.


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Massimo от 15 Февраль 2011, 05:56:53
Классическая система преподавания языков просто в упадке. А новые подходы никем никому не навязываются, а просто есть. LLSM меня когда-то зацепил, и я рад делиться этим открытием с другими. И, как видите, не только меня зацепил! ;) Кто мешает пропагандировать классическую систему преподавания? Цели-то и у всех систем общие! Не вижу тут повода для конфронтации, наоборот, есть повод для сотрудничества и взаимной поддержки.

да, собственно, конфронтации я и не заметил


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Quasus от 15 Февраль 2011, 11:42:11
Пока я соображал, что ответить, дело более-менее прояснилось. ;) Точка зрения Massimo несколько прояснилась (хотя в ваших сообщениях, Massimo, удивительно мало конкретики по сравнению с долей общих рассуждений и ссылок на свою авторитетность); думаю, что любой читатель сделает собственные выводы. По крайней мере, я остался при своём мнении: что язык — не дедуктивная теория, а целостная система без начала и конца; что поэтому изучение языка более естественно изображается спиралью, чем прямой линией; что абстрактная грамматика имеет значение только тогда, когда может быть облечена в конкретный языковой материал; что цель при изучении языка — выработка навыков (для древних языков главным образом чтения, а в общем случае также разговорные навыки и письмо); что навыки вырабатываются при выполнении упражнений, и для их выработки нужно исходить из психологии. Эффективность «нестандартных» методик изучения латинского, таких как « Le latin sans peine » и курс «Lingua latina per se illustrata» (к сожалению, их так мало!) доказана практикой. Однако люди разные, и если кому-то для изучения латыни достаточно комплекта Соболевский + Дворецкий + «Записки», то можно только порадоваться за этого человека. Попытки стричь всех под одну гребёнку всегда вызывают у меня только улыбку.

Предполагалось, что в разделе Lingua Latina sine Molestia я буду размещать свои конспекты уроков из книги Дезессара. То есть раздел создавался специально под эту книгу. Поэтому, с одной стороны, немного неуместно тут писать, что методические рекомендации плохи: обсуждается не преподавание латыни вообще, а конкретный курс. С другой стороны, вы, Massimo, конечно имели на это моральное право, так как по вашему этот путь «ведёт к гибели», то есть вы хотели предостеречь людей от заведомой потери времени. Но тогда с вашей стороны было бы логичнее предложить закрыть весь раздел и удалить из сети все материалы, чтобы не смущать людей.

Правда, работа и так остановилась. Помимо банальных причин, таких как отсутствие времени, сыграло роль то, что я потерял основной ориентир. Дело в том, что снабдить русский курс необходимым грамматическим материалом — в принципе непосильная для меня задача. Выходит, что этот курс не стоит использовать начинающим с нуля. А человек с опытом может делать переводы текстов и самостоятельно, как и размечать долготу гласных. Конечно, желательно читать annotationes, но для них достаточно минимального представления о французском языке + словарь.

Кстати, я не понял, правда, что здесь имеется в виду под «классической системой», но посмотрел в википедии о гимназиях:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F
Я не знал, какое астрономическое количество часов уделялось в них классическим языкам! При том что у меня есть сомнения по поводу эффективности тогдашней методики, существование классных латинистов вполне понятно. «Если зайца долго бить, его можно научить играть на барабане». Хотя, может быть, под «классической системой» здесь подразумевалось заучивание наизусть Доната или начало изучения классических языков с чтения «Илиады»…

PS Не могу не сказать, что отношения между склонением существительных и конъюнктивом в латинском языке никак не аналогичны отношениям между таблицей умножения и интегралом. Кстати, любопытно: греческая математика фактически владела методом интегрального исчисления («метод исчерпывания» Архимеда для вычисления объёмов: по существу греки использовали корректное определение сходимости интегральных сумм), однако таблицы умножения тогда не было. Само появление таблицы умножения стало возможно только с введением позиционной записи чисел, иначе эта таблица просто не имеет практического смысла.


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Anserculus от 15 Февраль 2011, 16:02:56
Quase, под классическим подходом я  (лично) понимаю подход, при котором вас сначала учат: вот первое склонение, его грамматика (или часть), вот некий список слов 1го склонения, вот 1 первое спряжение, и его грамматика. Теперь можно читать предложения, составленные из выученных слов при помощи выученной грамматики. И т.д. В то время как "современный" подход учит сразу фразам и предложениям, а лишь потом разъясняет грамматику (или совсем не разъясняет, см. например Rosetta Stone). Меня этот подход раздражает, т.к. я хочу понимать, что я учу. Поэтому метод Дезессара мне нравится как дополнительный, после того, как вы овладели основами грамматики. Учиться же основам по нему я бы не смог / не хотел.

Massimo, не знаю, честно говоря, где вы живете и чем занимаетесь, но я с современным подходом сталкивался часто, поскольку он в самом деле работает лучше для "среднего индивидуума", потому что "средний индивидуум" не знает даже, что такое "существительное", не говоря о грамматике вообще. Я лично не знаю исследований по этой теме, но уверен, что они есть, иначе консервативные академические круги (в США, по краней мере) не перешли на него почти повсеместно. Если я бы захотел выучить французский, я не знаю, куда бы я смог обратиться здесь, чтобы меня учили по традиционной схеме. Таких мест почти не осталось. К сожалению. С другой стороны я знаю людей, которые знали правила согласования времен в английском языке, но не были способны общаться по-английски на бытовом уровне.


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Demetrius от 15 Февраль 2011, 17:02:38
Что ж, позиция Massimo предельно ясна.
Для некоторых древние языки - это некое высшее знание, которое не может быть поругано такими вот "нестандартными" (вопрос, насколько это "нестандарт"...) курсами. Однако, если ограничиться тем, что сдувать пылинки с древних языков и молится на это высшее знание, то участь этих языков - остаться ненужной рухлядью.
А цели у людей действительно разные. Но LLSM - не для "побаловаться" точно. Для этого люди или скачивают словарь крылатых выражений, или приходят на подобные этому форумы, чтобы спросить примерно следующую глупость: "А кто из суперзнатоков латыни может перевести мне фразу [вставить малопонятный набор слов] на латынь. Для татуировки нада". Так вот, LLSM или LL per se illustrata - это пособие для тех, кто хочет научится связывать слова в осмысленные конструкции, не особо вникая в грамматические тонкости, т. е. немного говорить. И для этой цели ассимиляционный метод - превосходен, ибо при минимальных затратах времени позволяет достичь именно такого результата. Если задаться целью знать язык, а не просто говорить на нем - этого метода, конечно, недостаточно. Для этого есть другие книги и необходим другой подход. В дополнение к сказанному Anserculus'ом вспомнилось из "Трех сестер" Чехова:
Цитата: А. П. Чехов, Три сестры, Действие четвертое. Кулыгин:
Тут в акцизе служит некто Козырев. Он учился со мной, его уволили из пятого класса гимназии за то, что никак не мог понять ut consecutivum. Теперь он ужасно бедствует, болен, и я, когда встречаюсь, то говорю ему: "Здравствуй, ut consecutivum" - Да, говорит, именно consecutivum... а сам кашляет. А мне вот всю мою жизнь везет, я счастлив, вот имею даже Станислава второй степени и сам теперь преподаю другим это ut consecutivum. Конечно, я умный человек, умнее очень многих, но счастье не в этом...


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Quasus от 15 Февраль 2011, 17:06:18
Demetri, пишите, как будто ни там, ни там вообще нет грамматики. Она есть, и много, но сжато. А на следующей ступени изучения языка можно, действительно, переходить к более подробным руководствам по грамматике. Так дети в школе учат грамматику родного языка.


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Georgius Semenovus от 15 Февраль 2011, 17:07:55
язык — не дедуктивная теория, а целостная система без начала и конца
Напомнил мне "Книгу песка" Борхеса ;)


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Quasus от 15 Февраль 2011, 17:08:28
О дальнейшем изучении языка, кстати, написано в последнем уроке LLSM.


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Quasus от 15 Февраль 2011, 17:09:35
[offtopic]
язык — не дедуктивная теория, а целостная система без начала и конца
Напомнил мне "Книгу песка" Борхеса ;)

Обожаю Борхеса!  :) :)
[/offtopic]


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Georgius Semenovus от 15 Февраль 2011, 17:13:34
[offtopic]Я тоже! испанский стал изучать, чтоб его в оригинале прочесть (после латинского очень легко идет!) - один рассказик осилил уже! :)
[/offtopic]


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Demetrius от 15 Февраль 2011, 17:22:29
Ладно, каждый седьмой урок :). Но я и не говорил, о том, что ее нет. Более того, при желании можно достаточно хорошо выучить грамматику и по LLSM, если разбирать каждое предложение, особенно после 50-го урока, пользуясь дополнительной литературой. Помно, Avitus что-то для этого рекомендовал. И словарный запас в порядок привести, взяв дополнительной хороший словарь (как помним, для этого рекомендовался ни много ни мало OLD). Я имел в виду приоритеты.
Но что об этом говорить, если оппонент не желает даже пролистать книгу?


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Quasus от 15 Февраль 2011, 18:00:58
Ладно, каждый седьмой урок :).

Позанудствую. :P Каждый седьмой — теоретический, а грамматические пояснения встречаются чуть не в каждом уроке. Дело в том, что мне такая подача грамматики кажется идеальной: понемногу по мере необходимости, исходя из конкретного материала, концентрически. А по мере накопления материал систематизируется.

Разбирать каждое предложение — хорошо, конечно, но можно оставить и на deuxième vague. (Правда, сам я сразу разбирался основательно.)

Кстати, что касается словаря, очень советую Forcellini. Восхитительный словарь. Там индекс из закладок, так что искать слова, в принципе, довольно удобно. А я «выдернул» эти закладки и на их основе написал скриптик, который открывает PDF на нужной странице. Стало удобно работать, и я оценил, наконец, достоинства этого лексикографического шедевра.


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Massimo от 15 Февраль 2011, 21:33:06
Я с интересом прочитал все мнения. Мне кажется, хорошо, что обмен мнениями происходил в теплой, дружеской атмосфере  :).
Поскольку эта тема начиналась, как беседа о некоем конкретном курсе латинского, то, быть может было бы разумным перенести общие высказывания по методике куда то в другое место. Было бы здорово иметь общую тему под названием, например. "методика изучения". Туда можно было бы писать время от времени замечания о методике разных книг, людей и . т. п.


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: ignat от 11 Март 2011, 10:50:27
Цитировать
Разбирать каждое предложение — хорошо, конечно, но можно оставить и на deuxième vague. (Правда, сам я сразу разбирался основательно.)

Заучивая все слова и фразы?


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Quasus от 11 Март 2011, 11:13:28
Цитировать
Разбирать каждое предложение — хорошо, конечно, но можно оставить и на deuxième vague. (Правда, сам я сразу разбирался основательно.)

Заучивая все слова и фразы?

Главным образом, долбил разными способами тексты, пока наизусть не выучивались. Начиная с некоторого этапа без фанатизма зубрил слова (всё равно слово без контекста — ничто), фразам в любом случае уделял больше внимания, особенно специфическим оборотам.


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: ignat от 11 Март 2011, 11:18:16
Таки все же зубрежка :)


Название: Re: Немного методических рекомендаций
Отправлено: Quasus от 11 Март 2011, 11:30:00
Таки все же зубрежка :)

Почему нет, если даёт эффект? :) После этого слова действительно запоминались лучше. Главное не делать из этого культа. Сами тексты я, в принципе, не зубрил. Каждый подбирает методику под себя.